▲ Вверх

Фильм: Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда - Star Wars (1977)

Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда (1977)

36 лет назад, а именно 25 мая 1977 года, состоялась премьера ныне знаменитого во всём мире фильма «Звёздные войны», выход которого с течением времени стали называть эпохальным событием. И не только в суперзрелищном кино, одним из лидеров которого оказался режиссёр Джордж Лукас (за 11 дней до того момента он отметил своеобразный «возраст Христа», то есть собственное 33-летие), или же в мировом кинематографе последней четверти XX века. Выпуск «Звёздных войн» потом начали сравнивать с несколькими другими поворотными явлениями в техническом и культурном развитии человечества. Вряд ли по одному стечению обстоятельств с разрывом лишь в пару лет были внедрены в массовом масштабе персональные компьютеры и бытовые видеомагнитофоны. А выход на экраны «Звёздных войн» с их уникальными в то время спецэффектами знаменовал торжество техники отнюдь не в домашне-интимном усваивании информации и восприятии произведений кино, наоборот — в глобальном приобщении публики в кинотеатрах к новому, супертехничному способу запечатления не столько реальной действительности, сколько воображаемых иллюзий.

Лукас в числе первых из «американских киновундеркиндов» вернул в кинематограф волшебную традицию вовсе не братьев Люмьер, а другого француза — Жоржа Мельеса, который придумал многие, до сих применяемые кинотрюки. И эта фантастическая сказка стала увлекательным зрелищем для семейного просмотра и для публики любого интеллектуального уровня. Каждый найдёт в ней своё, наиболее ему интересное. Детей радует сама сказка, подростков и молодёжь привлекает фантастика, техника высочайшего разряда, замечательные спецэффекты. Кстати, фильм получил семь премий «Оскар» — как раз за сложные кинематографические чудеса, постановочные и технические достоинства «космической феерии», а ещё была удостоена награды Киноакадемии музыка Джона Уильямса, главного композитора суперзрелищных лент. Все эти компьютерные и лазерные «фокусы» стоили большую часть бюджета (он, кстати, был незначителен по прежним меркам — $13 млн., что сейчас составило бы только $40 млн.), но именно они в немалой степени способствовали оглушительному успеху картины. А американский критик Леонард Молтин, например, заявил, что «шоу похитили роботы Ар2Ди2 и СиЗПиОу». Пожалуй, впервые в кино машины были представлены в качестве забавных, комедийных созданий, помогающих людям в опасных ситуациях.
Но если искать главную причину сверхудачи Джорджа Лукаса, безусловно, она заключалась в точно найденной манере рассказа. «Эпизод IV, давным-давно, в очень, очень далёкой галактике…». В самом зачине немало иронии: почему-то эпизод IV (и зрители «покупались» на это, считая, что видят четвёртую часть своеобразного сериала), давным-давно, как в сказке, а действие-то происходит в будущем, и очень-очень отдалённом. Принцесса Лейа — это сказочный персонаж. Отважный и благородный Люк Скайуокер (буквально — «Небесный путник») — словно герой романов «плаща и шпаги», который ещё в 30-е годы был позаимствован американцами для комиксов о Супермене, Бэтмене, Человеке-Пауке, Флэше Гордоне и пр. Хан Соло — просто ковбой с Дикого Запада, неизвестно как перенёсшийся в машине времени из XIX века в космические просторы грядущего, получив вместо кольта лазерный пистолет. Человекоподобная обезьяна Чубакка как будто бы «забрела» из киноцикла «Планета обезьян». Присутствие английского актёра Питера Кушинга (он был известен по многочисленным «Дракулам» и «Франкенштейнам») в роли представителя Зла — галактической империи, оказалось также не случайным. А вообще постановщик вдохновлялся самурайским фильмом Акиры Куросавы под названием «Трое негодяев в скрытой крепости» (кстати, любопытно провести аналогию между японским термином «дзидайгэки» для исторических творений про меченосцев и словом «джедай», использованным в «Звёздных войнах» для рыцарей будущего).
Несомненно одно: Лукас создал ироническую, остроумную, порой пародийную, типично постмодернистскую, построенную на всевозможных цитатах и отсылках, невероятно изобретательную «звёздную фантазию». Только по стечению обстоятельств, благодаря усилиям военных и политиков название ленты стало ассоциироваться с одной из самых страшных угроз для человечества. Расстроенный режиссёр даже подал в суд за подобное использование понятия «звёздные войны» — но его иск не был удовлетворён.
Однако вопреки сегодняшним представлениям о мгновенном успехе картины, вовсе не будет лишним привести такие данные: она поначалу была выпущена… всего в 32 кинотеатрах и имела за первые шесть дней проката только… $2,6 млн.! Это потом уже начался настоящий бум — и в итоге удалось в 1977 году собрать $307,3 млн. (что по нынешним ценам приближается к миллиарду!). На волне популярности пожелавший оставить хлопотную режиссёрскую профессию Джордж Лукас подготовил в качестве продюсера ещё две серии — «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», которые получили в прокате соответственно в 1980 и 1983 годах $209,4 млн. и $252,6 млн. Казалось бы, звёздная эпопея на этом закончилась.
Но в 1996 году стало известно о том, что Лукас решил не только выпустить прославившую его ленту «Звёздные войны» на экраны США и мира в канун её двадцатилетия, но и подготовить новый вариант с перемонтажом ряда сцен, добавлением современных компьютерных эффектов. Общий хронометраж увеличился на 4,5 минуты, а вся затея обошлась в $10 млн.! Наиболее ярые поклонники отнеслись к этому явно скептически. Они даже призвали срочно запастись видеокассетами и лазерными дисками с прежней, любимой многими версией, поскольку прослышали, что постановщик намерен уничтожить старый вариант.
И тем более никто не подозревал, что обновлённая версия «Звёздных войн» произведёт настоящий фурор в прокате США, став главным событием 1997 года. Беспрецедентным является результат $138,2 млн. для кассовых сборов при очередном выпуске. А по общим итогам проката (если учитывать также и данные 1977 года) картина Джорджа Лукаса получила $461 млн., намного опередив «Е. Т., Инопланетянин» Стивена Спилберга, который держал первенство целых 15 лет. По посещаемости же она достигла невероятного показателя — 169,4 млн. зрителей. Правда, в соответствии с тщательно подсчитанным с учётом инфляции рейтингом кассовых лидеров «Звёздные войны» всё же уступают примерно $150 млн. «самому американскому» фильму «Унесённые ветром».
Но развив бурную деятельность, Джордж Лукас вовсе не успокоился на достигнутом. На рубеже XX и XXI веков — от мая 1999 до мая 2003 года — он устроил премьеры трёх «пропущенных» серий цикла «Звёздные войны» и дал в этих приквелах предысторию рассказанных событий. Они принесли предприимчивому творцу соответственно $431,1 млн., $310,7 млн. и $380,3 млн. лишь в кинотеатрах США. В целом же данная «космическая франшиза» обеспечила Лукасу около двух миллиардов долларов только в американском прокате (в пересчёте по состоянию на 2008 год — 3,9 млрд.!). И ведь ещё следует учитывать кассовые сборы всех шести серий в мире — они составили 4,3 млрд., причём в прежних ценах.

Оригинальное название: Star Wars

Производство: США

Год: 1977

Режиссеры: Джордж Лукас

Актеры: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер

Рейтинг:

Тэги: боевик, приключения, пустыня, фантастика, фэнтези

Место съемки фильма Страна Регион Город
Окраина Таузара, Тунис (Tozeur, Tunisia) Тунис Таузар Таузар
Дата Название статьи
15.12.2012 Кинотуризм: по следам любимых героев
Новый вид туризма – кинотуризм – завоевывает в мире все большую популярность. Поклонники кино и телевидения готовы платить немалые деньги и терпеть любые невзгоды, чтобы побывать на местах съемок своих любимых фильмов или сериалов.
Чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Теги

Новости кинотуризма

23.06.2015
Там где снимали фильм "Мир Юрского периода"

31.12.2014
С наступающим, друзья!

все новости »